суббота, 9 февраля 2013 г.

архитектура православных храмсв

­ ­ ­ Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

­ ­ ­ Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.

­ ­ ­ -драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

­ ­ ­ -центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине;

­ ­ ­ -трехчастные членения с каждой стороны;

­ ­ ­ -квадратная форма плана и кубическая форма объема;

­ ­ ­ В земных образах храмов эти характеристики могут выражаться следующим образом:

­ ­ ­ "Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).

­ ­ ­ "Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:18);

­ ­ ­ "Город расположен четвероугольником... длина и широта, и высота его равны" (Откр.21:16);

­ ­ ­ "Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот" (Откр.21:12-13);

­ ­ ­ В Откровении св. евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Небесного Града - Святого Иерусалима передан в следующих определениях:

­ ­ ­ Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их объяснениям не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.

­ ­ ­ Если первообраз - Царство Небесное - это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

­ ­ ­ По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

­ ­ ­ Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православия Русь в X в. восприняла от Византии и символическое толкование храма.

­ ­ ­ Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения.

СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРЫ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

Храм Божий - Небесный островок на грешной земле

Православие Волгодонска - Символика архитектуры православного храма

Комментариев нет:

Отправить комментарий